Красный Цвет Памяти

Красный Цвет Памяти

В среду 4 апреля под руководством преподавателей кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела  Института экономики и управления к.э.н., доцента Полюхович Е.А. и старшего преподавателя Чудакова Д.В., при содействии заместителя руководителя Крымского регионального отделения ВОО "Молодая Гвардия Единой России" по внутренней политике и региональному развитию Чегринца Р.В., студенты 1-3 курса направления подготовки "Торговое дело" почтили память и возложили цветы к Мемориалу жертвам фашистской оккупации  Крыма 1941-1944 гг., расположенного в с. Мирное.

«Красный» ­– совхоз вблизи Симферополя, на территории которого немецко-фашистские оккупационные власти при пособничестве коллаборационистов из местного населения организовали в сентябре 1941 года самый крупный в Крыму лагерь смерти. Первоначально его узниками были военнопленные, в том числе героические защитники Севастополя. С течением времени состав узников меняется – все чаще в лагерь доставляются гражданские лица, подозреваемые или замеченные в связях с партизанами, подпольным движением женщины, дети.

Постепенно концлагерь на территории бывшего совхоза «Красный» становится местом, где ликвидация узников шла непрерывно, благодаря отлаженному конвейеру уничтожения людей. Факты, подтверждающие это, зафиксированы в Акте Крымской (республиканской) чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и примененного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям Крымской АССР: «Капониры, расположенные в Дубках, в районе совхоза «Красный» служили местом массовых казней советских людей. По свидетельским показаниям, слаженности земли и травяному покрову комиссия установила ямы давностью 1941, 1942, 1943 и 1944 годов».  

Захватчики особо усилили репрессии против местного населения перед своим бегством из Крыма в начале 1944 года. В это время происходили массовые расстрелы заключенных, содержащихся в тюрьмах. «Расстрелы в большинстве своем производились в совхозе «Красный» в 3-х километрах от г. Симферополя и м. Бужи – в 2-х км. от совхоза «Красный». В совхозе «Красный» был обнаружен колодец, где были, в свою очередь, обнаружены 75 трупов советских граждан, в том числе матери, связанные с детьми. Все советские граждане, содержащиеся в тюрьмах г. Симферополя,  а именно: тюрьма на ул. Студенческой №3, Розы Люксембург № 2,  в совхозе «Красном» выпущены не были, а за несколько дней перед отступлением немцев из города все они были расстреляны». Среди жертв апрельской расправы – участники подпольной группы «Сокол», актеры и служащие Симферопольского драмтеатра, организаторами которого были художник театра Николай Андреевич Барышев и актриса Александра Федоровна Перегонец.

Автор проекта мемориала архитектор Максим Пивоварчик. Проектирующая организация ООО «Южный город». Исполнитель работ  Строительная фирма «Юггидроспецстрой».

Мемориальная площадь начинается от главного входа. Здание музея с одной стороны и вечный огонь с другой ограничивают ее. Вход в мемориал представляет собой вертикальную стену с проемом в центре, образующим контур горящей свечи – символ «неугасимой лампады», символ памяти о невинно убитых. У входа расположены две даты – «1941» и «1944» годы – годы существования концлагеря.


Здание музея имеет строгую рубленую форму,  исповедуя принцип «ничего лишнего» и облицовано панелями черного дерева, как символ бараков, в которых размещались узники лагеря. На фронтоне здания установлены мемориальные плиты, на которых насечены имена 204-х узников,  имена которых к настоящему времени удалось установить. Знаки на «колодцах смерти» выполнены в виде 4-х гранных пирамид красного цвета на черном гранитном основании. Подобные знаки из деревянных конструкций были установлены над колодцами в послевоенные годы. Пирамида, пронзенная звездой – символ патриотизма – символ вечной памяти о тех, кто нашел себе мужество не отречься от Родины.

Экспозиция музея содержит документы и экспонаты, рассказывающие об узниках концлагеря, истории трагических мест расправ фашистов над советскими гражданами. Ее материалы подтверждают, что концлагерь на территории бывшего совхоза «Красный» – лагерь смерти, в котором уничтожение людей поставлено «на поток», одно из свидетельств тому – многочисленные «наручники» из проволоки. Автор проекта Оксана Белоплотова. Указанные факты становятся  предметом осмысления в фильме «Непокоренные», рассказывающем о трагической и героической судьбе узников концлагеря, демонстрацией которого сопровождается осмотр музейного зала.  

Скульптура-памятник жертвам концлагеря, установленная перед зданием музея, воссоздает собирательный образ узников – мужчины, женщины, партизаны, военнопленные, дети – которые изображены в расстрелянной яме. Узники поднимают вверх младенца как символ надежды на то, что память о павших в фашистских застенках не будет забыта грядущим поколением. Памятник жертвам фашистской оккупации изготовлен в Смоленске. Авторы главного монумента жертвам концлагеря – заслуженный художник России Сергей Мильченко (Москва), Александр Демченко и Василий Семенюк (оба – Харьков).

Вечный огонь имеет прямоугольную форму, приподнятая левая часть площадки имеет отделку тротуара и создает эффект раскрытия памятной надписи самой землей. Ступенчатая планировка мемориала, ступени у Вечного огня – символы вздыбленной земли, которая по свидетельствам очевидцев в дни массовых расправ еще несколько часов «дышала» последними предсмертными вздохами узников лагеря.

На территории мемориала сохранена братская могила жертвам фашистского террора, расположенная в центре мемориала памяти. По обе стороны вдоль братской могилы проходит аллея, на которой расположен «каменный хаос», символизирующий каторжный труд узников концлагеря – их заставляли выполнять тяжелую, унизительную работу, истощающую силы и подавляющую волю. На отдельных камнях высечены части человеческих тел как символ сломанных разбитых судеб, которые запечатлел камень.

   Жертвами палачей стали и дети – посреди «хаоса» – фигурка ребенка, в возрасте 4-5 лет, когда ребенок не способен осознать весь ужас происходящего. В глазах девочки – испуг, руки, протянутые к прохожим – взывают о помощи… Эта уникальная композиция – результат творчества Сергея Никитина (Симферополь) и авторов каменного «хаоса» – Дмитрия Добровольского и Евгения Яблонского (Симферополь).

Аллея завершается площадкой, на которой установлен Поминальный колокол. Он закреплен на двух наклонных столбах, наружные грани столбов облицованы красным гранитом и создают эффект «вздыбленной земли». Храм-часовня имеет строгую рубленую форму и пирамидальный купол под стиль знаков на «колодцах смерти» и существующего обелиска. Купол над колодцем смерти выполнен в общей стилистике мемориала с пирамидальным куполом. Часть мемориала является храм-часовня, пирамидальный купол которой своей строгой, «рубленой» формой вписывается в стиль знаков на «колодцах смерти» и обелиска на братской могиле.   

По материалам научных сотрудников музея Мемориального комплекса 

жертвам фашистской оккупации Крыма 1941-1944 годов 

филиала Центрального музея Тавриды.